Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе по программе "Перспектива"

Обобщение знаний о частях речи

Котловская Светлана Валерьевна
    мТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель: Котловская С. В.
Учебный предмет: русский зык
Тема урока: 2, УМК «Перспектива»
Тема урока: Обобщение знаний о частях речи
Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации и обобщения полученных знаний)
Цели урока: повторить и закрепить знания учащихся об  изученных частях речи (об  имени существительном, имени прилагательном, глаголе).
Планируемые результаты: 
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные: способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке и взаимооценке, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение анализировать и выстраивать доказательство своих взглядов, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (убеждать, доказывать), оценивать правильность выполнения действий, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные: повторить, обобщить, систематизировать знания  о частях речи; закрепить умение определять части речи.  Формировать представления об основных грамматических признаках   существительных, прилагательных, глаголов.
Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска, мультимедийная презентация, карточки для работы в группах, учебник «Русский язык», 2 класс, часть 2 Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина,…..

 
Этап урока,
цель этапа
Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Этап мотивации.
Цели:
- мотивировать к изучению темы; 
- актуализировать знания.

 
- Добрый день. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернёмся к ним, улыбнёмся друг другу, настроимся на хорошую работу на уроке.
-А урок у нас сегодня необычный – урок-аукцион.
-Что такое аукцион?
-Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова. Слайд 2. 
Аукцион – публичная распродажа, покупателем становится тот, кто   предложит более высокую цену.
- Продают на аукционе товары, ценные бумаги, произведения искусства и т. д по заранее установленным правилам.
- Я на уроке буду выступать в роли организатора и ведущего аукциона, а вы будете пытаться выгодно продать мне свой товар. Как вы думаете, какой товар сегодня будет выставлен на уроке для продажи?
-Чтобы торги состоялись, необходимы правила поведения. Давайте попробуем составить правила:
1. Поднимать руку.
2. Говорить чётко.
3. Не перебивать друг друга и т. д.
-Дети здороваются с гостями, садятся.
 
 
 
Дети высказывают свои мнения.
 
 
 
 
 
 
 
 
- Наши знания.
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
 
- Приступает к аукциону. На нём есть такое понятие, как это лот – единица торга. За неё мы сегодня примем выполнение заданий разного вида. Каждый этап (лот) урока будем оценивать в «Листке достижений». (Учитель показывает его, у детей он лежит на парте.)
- Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа.
- Обратите внимание на сочетания, которые записаны на доске. Запишите их, обратите внимание на правильность соединений.
- О чём моя загадка?
Пришла, улыбнулась, утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный одели сады.
- Запишите слово весна.
- Какая орфограмма встретилась в этом слове?
- Назовите весенние месяца.
- Запишите их.
- Слайд 3.
Март сухой, апрель сырой, май холодный – год хлеборобный.
- Разделите слова этой народной приметы на две группы.
- Какой группы не хватает?
- Догадайтесь, какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Какие цели поставим на уроке?
Обобщить и повторить….
Учиться находить…
Оцените 1 этап (лот) нашего аукциона в «Листе достижений» (0-2 б.)
 
 
 
 
 
 
 
Дети записывают Вв, рт, ов.
 
 
 
 
- О весне.
 
- Безударная гласная в корне слова.
- Март, апрель, май.
 
 
 
- Имена существ.  и имена прилагательные.
- Глаголов.
- Обобщение знаний о частях речи.
 
- Обобщить и повторить полученные знания о частях речи, научиться их распознавать.
Дети оценивают.
4. Этап включения изученного в систему знаний.
Цель этапа:   
Научить:
- ориентироваться в разных способах выполнения задания;
- использовать 
приобретённые знания и умения
при выполнении задания;
- выполнять учебное
действие в соответствии  с учебным заданием;
- представлять результат
своей деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Физминутка.
- Давайте вспомним, что такое части речи. Откройте учебник на стр.120, задание 1. Прочитайте. Выберите правильный ответ
- На какие группы делятся все части речи?
- Какие части речи относятся к самостоятельным?
- Какие к служебным?
- Для чего необходим предлог?
 
- Как пишется предлог с другими словами?
- Обратитесь к нашей Памятке. Всё ли так мы вспомнили?
- Почему есть ещё стрелочки, под которыми мы ничего не вклеили?
 
Оцените 2 этап (лот) нашего аукциона в «Листе достижений» (0-2 б.)
 
- На доске слова (Грачи, крикливые, прилетели). Прочитайте их.
- Устно составьте из этих слов предложение.
- Изменим это предложение. Поставьте на первое место имя существительное, на второе - глагол. Какое предложение теперь получилось.
- Вам что-нибудь напоминает это предложение?
- У нашего знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова есть такая картина. О ней мы уже говорили на уроке окружающего мира, когда начали изучать раздел о весне.
Слайд 4.
- Рассмотрите её внимательно. Перечислите, что на ней изображено. Запишем эти слова в тетрадь.
- Что объединяет эти слова?
 
- Докажите.
- Какое из этих слов «лишнее»?
- Почему?
 
- А на какие две группы можно еще разделить все эти существительные?
- Определите и запишите число существительных.
- Подведём итог, что мы узнали об имени существительном.
- Обратимся к Памятке. Всё ли так вспомнили?
 
 
 
- Почему некоторые грамматические признаки напечатаны на зелёных фоне, другие на голубом?
- А почему оставили пустые полоски?
 
Оцените 3 этап (лот) нашего аукциона в «Листе достижений» (0-2б.)
 
Физминутка. Называю слова разных частей речи. Если это существительное – хлопок над головой, прилагательное -приседание, глагол – прыжок. ( Весна, идёт, осень, жёлтые, зелёные, поднять, опустить, новый, школа, учатся, дружные, цирк, прыгать.)
 
Работа в парах.
- Прочитайте слова, записанные на карточке. Что их объединяет?
- Докажите.  Распределите слова в 3 столбика. В первый запишите имена прилагательные, относящиеся к грачам, во 2ой– к берёзкам, 3им– к снегу.
- Проверим. Какие грачи?
- Как можно описать берёзки? Снег?
-Проверим. Слайд 5.
- Самое интересное, что эта картина никогда не была выставлена на настоящем аукционе. Она сразу после написания
А. К. Саврасовым была куплена Павлом Третьяковым в свою галерею, в которой и находится уже почти 150 лет, покидая её стены для выездных выставок.
- Вам понравилась картина? Почему?
- Исаак Ильич Левитан написал такой отзыв о ней:
Слайд 6.
«Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег и на первом плане несколько берёзок, на которых уселись прилетевшие грачи, — и только. Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу…»
- Как по мнению Левитана выглядит городок?
- Как понимаете слово захолустный?
- Церковь? Забор? Снег? Грачи?
 
- А как он выразился о душе художника?
- Запишем данные словосочетания. Слайд 7.
- Для чего нужны имена прилагательные в нашей речи?
 
- Давайте обобщим еще раз наши знания об имени прилагательном.
 
 
 
- Обратитесь к нашей Памятке. Всё ли так мы вспомнили?
 
Оцените 4 этап (лот) нашего аукциона в «Листе достижений» (0- 2 б.)
- Не только художники, но и писатели обратили внимание на эту картину. В частности у нашего знаменитого писателя Георгия Алексеевича Скребицкого есть одноимённый рассказ «Грачи прилетели». В нём он рассказывает, почему ему так нравится эта картина. 
Слайд 8.
   «Я очень люблю смотреть на эту картину, особенно под вечер. …заходящего солнца  … светом …  на стене. Вот они  … картину, и вмиг … … … …., и … … за ней, и уходящие вдаль протаявшие …… . Мне кажется, что я вижу всё это не на картине, а просто гляжу через …на наш …, на наши … , на проталины в полях за рекой.
… Удивительная картина…. Замечательная картина…»
 
- Посмотрите на слайд. В отрывке исчезли некоторые слова. Чтобы его прочитать, нужно восстановить пропущенные слова. Сейчас мы все вместе попробуем это сделать. У вас на столе листочки. Сначала найдём и выпишем из предложенных слов все имена существительные, потом - имена прилагательные, после - глаголы. По мере нахождения этих слов будем вставлять их в отрывок.
- Посмотрим, что у нас получилось, если мы в текст вставим найденные существительные.
Слайд 9.
   «Я очень люблю смотреть на эту картину, особенно под вечер. Лучи заходящего солнца  … светом …  на стене. Вот они  … картину, и вмиг … … … роща, и … колокольня за ней, и уходящие вдаль протаявшие …поля. Мне кажется, что я вижу всё это не на картине, а просто гляжу через окно на наш двор, на наши берёзы , на проталины в полях за рекой.
… Удивительная картина…. Замечательная картина…»
 
-Посмотрим, что у нас получилось, если мы в текст вставим найденные прилагательные.
Слайд 10.
«Я очень люблю смотреть на эту картину, особенно под вечер. Лучи заходящего солнца  розовым светом …  на стене. Вот они  … картину, и вмиг … старая берёзовая роща, и ветхая колокольня за ней, и уходящие вдаль протаявшие весенние поля. Мне кажется, что я вижу всё это не на картине, а просто гляжу через окно на наш двор, на наши берёзы , на проталины в полях за рекой.
… Удивительная картина…. Замечательная картина…»
 
-Посмотрим, что у нас получилось, если мы в текст вставим найденные глаголы. Определите число и время глаголов.
Слайд 11.
   «Я очень люблю смотреть на эту картину, особенно под вечер. Лучи заходящего солнца  розовым светом разливаются  на стене. Вот они осветили картину, и вмиг оживает старая берёзовая роща, и ветхая колокольня за ней, и уходящие вдаль протаявшие весенние поля. Мне кажется, что я вижу всё это не на картине, а просто гляжу через окно на наш двор, на наши берёзы, на проталины в полях за рекой.
… Удивительная картина…. Замечательная картина…»
- Как вы думаете, о чём хотел сказать автор?
 
- А какие глаголы вам хотелось бы употребить, описываю действия предметов на картине.
- Обобщим наши знания о глаголе.
- Обратитесь к нашей Памятке. Всё ли так мы вспомнили?
 
 
Оцените 5 этап (лот) нашего аукциона в «Листе достижений» (0-2 б.)
 
- Использую материал нашего урока, составьте и запишите предложение по картине. (Дать время, кто сколько успеет). Обозначьте известные вам части речи.
- Проверим.
 
Оцените 6 этап (лот) нашего аукциона в «Листе достижений» (0-2 б.)

 
 
 
- Самостоятельные и служебные.
- Имя сущ., имя прил., глагол.
- Предлог.
-Для связи слов в предложении, словосочетании.
- Раздельно.
 
- Есть ещё не изученные нами части речи.
 
 
Дети оценивают.
 
 
 
 
- Прилетели крикливые грачи.
 
- Грачи прилетели.
 
- Название картины.
 
 
 
 
- Грачи, берёзки, пруд, снег, церковь, гнёзда, поле, небо, домики.
- Это имена существительные, нарицательные.
 
- Грачи.
- Одушевленное существительное, а остальные неодушевлённые.
- Существительные единственного и множественного числа.
- Имя сущ.-это часть речи, которое обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? Оно может быть одушевлённым и неодушевлённым, собственным и нарицательным, употребляться в ед. и мн. числе.
- Постоянные и изменяемые грамматические признаки частей речи.
- Есть ещё грамматические признаки, но мы их еще не изучали.
Дети оценивают.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Это имена прилагательные.
 
 
Грачи крикливые, шумные, неугомонные, суетливые, трудолюбивые.
Берёзки кривые, белоствольные.
Снег серый, рыхлый, талый.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Захолустный.
- Провинциальный, отсталый, заброшенный.
- Старая, покосившийся, тающий, прилетевшие.
- Мягкая и добрая.
 
- Делают нашу речь более выразительной, красивой, точной.
- Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
 
 
 
Дети оценивают.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети выбирают слова.
  Лучи, розовым, разливаются, осветили, оживает, старая, берёзовая, роща, ветхая, колокольня, весенние, поля, окно, двор, берёзы.
 
 
 
 
 
Лучи, роща, колокольня, поля, окно, двор, берёзы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Розовым, старая, берёзовая, ветхая, весенние.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Разливаются, осветили, оживает.
 
 
 
 
 
 
 
- На картине изображена реальная весенняя картина.
Дети высказывают своё мнение.
 
- Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
 
Дети оценивают.
 
 
 
 
 
Дети зачитывают свои предложения.
 
Дети оценивают.

 
5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель этапа: 
Научить:
- соотносить
полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат
своей деятельности;
- оценивать результат
учебной деятельности.
- Перед вами круг. Раскрасьте ту часть, которая подходит для вас.
1. На уроке было легко и интересно (зелёным цветом)
2. На уроке было трудно, но интересно (синим цветом)
3. На уроке было неинтересно и трудно (красным цветом)
 
- Поднимите руки те, кто раскрасил…
- Так как большинству было на уроке сегодня интересно, то попробуйте прилагательные описать наш урок.
- А теперь глаголами наши действия на уроке.
- Вспомните, какие цели мы поставили в начале урока. Как вы думаете, урок своих целей достиг?
- Я тоже так считаю. Наш аукцион удался.
- Посмотрите свой «Листок достижений». Посчитайте общее количество баллов……
Но более выгодно сегодня на уроке удалось продать свои знания … (выставить активным детям оценки)
 
Домашнее задание Используя материал сегодняшнего урока составить и записать
5-6 предложений по картине, обозначить изученные части речи.
 
 
 
 
 
 
 

 
1. Распределите слова в три столбика.
    Кривые, серый, крикливые, белоствольные, талый, шумные, неугомонные, рыхлый, трудолюбивые, суетливые.
грачи                          берёзки                     снег
___________________________________________________
1. Распределите слова в три столбика.
    Кривые, серый, крикливые, белоствольные, талый, шумные, неугомонные, рыхлый, трудолюбивые, суетливые.
грачи                          берёзки                     снег
___________________________________________________

 
   
   
   
   
   
 
1. Распределите слова в три столбика.
    Кривые, серый, крикливые, белоствольные, талый, шумные, неугомонные, рыхлый, трудолюбивые, суетливые.
грачи                          берёзки                     снег

 
 
1. Распределите слова в три столбика.
    Кривые, серый, крикливые, белоствольные, талый, шумные, неугомонные, рыхлый, трудолюбивые, суетливые.
грачи                          берёзки                     снег
   
   
   
   
   
   
   
 
 

 
 
2. Выпишите в тетрадь сначала имена существительные, потом имена прилагательные, а затем глаголы.
    Лучи, розовым, разливаются, осветили, оживает, старая, берёзовая, роща, ветхая, колокольня, весенние, поля, окно, двор, берёзы.

 
2. Выпишите в тетрадь сначала имена существительные, потом имена прилагательные, а затем глаголы.
    Лучи, розовым, разливаются, осветили, оживает, старая, берёзовая, роща, ветхая, колокольня, весенние, поля, окно, двор, берёзы.

 
2. Выпишите в тетрадь сначала имена существительные, потом имена прилагательные, а затем глаголы.
    Лучи, розовым, разливаются, осветили, оживает, старая, берёзовая, роща, ветхая, колокольня, весенние, поля, окно, двор, берёзы.

 
2. Выпишите в тетрадь сначала имена существительные, потом имена прилагательные, а затем глаголы.
    Лучи, розовым, разливаются, осветили, оживает, старая, берёзовая, роща, ветхая, колокольня, весенние, поля, окно, двор, берёзы.

 
2. Выпишите в тетрадь сначала имена существительные, потом имена прилагательные, а затем глаголы.
    Лучи, розовым, разливаются, осветили, оживает, старая, берёзовая, роща, ветхая, колокольня, весенние, поля, окно, двор, берёзы.

 
2. Выпишите в тетрадь сначала имена существительные, потом имена прилагательные, а затем глаголы.
    Лучи, розовым, разливаются, осветили, оживает, старая, берёзовая, роща, ветхая, колокольня, весенние, поля, окно, двор, берёзы.

 
2. Выпишите в тетрадь сначала имена существительные, потом имена прилагательные, а затем глаголы.
    Лучи, розовым, разливаются, осветили, оживает, старая, берёзовая, роща, ветхая, колокольня, весенние, поля, окно, двор, берёзы.
2. Выпишите в тетрадь сначала имена существительные, потом имена прилагательные, а затем глаголы.
    Лучи, розовым, разливаются, осветили, оживает, старая, берёзовая, роща, ветхая, колокольня, весенние, поля, окно, двор, берёзы.
 
Лист самооценки
 
Ф. И.______________________

 
Номер этапа Моя оценка
1  
2  
3  
4  
5  
6  
   
Итого:  
 
 
На уроке            На уроке
было                  было трудно,              легко и но                     интересно
интересно
 
            На уроке было 
          неинтересно и         
                    трудно
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Лист самооценки
 
Ф. И.______________________

 
Номер этапа Моя оценка
1  
2  
3  
4  
5  
6  
   
Итого:  
 
 
На уроке            На уроке
было                  было трудно,              легко и но                     интересно
интересно
 
            На уроке было 
          неинтересно и         
                    трудно
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Лист самооценки
 
Ф. И.______________________

 
Номер этапа Моя оценка
1  
2  
3  
4  
5  
6  
   
Итого:  
 
 
На уроке            На уроке
было                  было трудно,              легко и но                     интересно
интересно
 
            На уроке было 
          неинтересно и         
                    трудно
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»